Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и программы основного общего образования по образовательной области «Технология» обращают внимание учителя на то, что школьники должны овладеть определенными трудовыми знаниями, умениями и навыками. В программах отмечается, что целью обучения по образовательной области «Технология» является «развитие у школьников технологической культуры… обеспечение возможностей для прикладной творческой деятельности и профессионального самоопределения». Проектные работы, которые должны помочь реализовать данную цель, являются завершающим разделом программы и количество учебных часов, отводимое для данного раздела, минимально. Поэтому мы предлагаем несколько иной подход в реализации технологической подготовки школьников. Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать использование данного метода на занятиях по технологии с работой в творческом коллективе, который объединяет обучающихся для выполнения проектов повышенной сложности за счет внеучебного времени. В целях усиления практической направленности в обучении и интегрирования содержания образования на базе гимназии №11, где имеются все возможности для проектного обучения, отличного от традиционного, нами (преподавателям технологии Приходько Т.Н. и преподавателем дополнительного обучения Суптеловой А.Х.) был создан творческий коллектив театр моды «Коктейль» (1994 год). Коллектив театра моды представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. При этом ученик имеет возможность самостоятельно и добровольно избирать содержание и эмоционально ценностные ориентиры деятельности, вливаясь в коллектив единомышленников. Целью занятий творческого коллектива театра моды «Коктейль» мы считаем вовлечение детей в процесс художественного освоения мира, приобщение их к творческой деятельности, овладение навыками декоративно-прикладного искусства, изучаемого по принципу «от простого к сложному», развитие индивидуальных способностей каждого ученика через взаимное проникновение жизни и искусства. Выполняя данные проекты, обучающиеся учатся определять задачу, не боясь новизны и сложности проблемы, проявляют инициативу, самостоятельность при принятии оригинальных решений. При этом ответственность за результаты труда лежит на каждом исполнителе. Практическая связь между учебной и внеучебной деятельностью в корне меняет содержание учебного процесса и позицию учителя, который становится разносторонним консультантом. Перестраивается организация учебы, и учебный план предстает как система выбора обучающихся, а не последовательное прохождение тем. Проект имеет сложный, вариативный, комплексный характер. В этом состоит коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной) деятельности. Кроме того, в ходе проектной деятельности возникает новая образовательная ситуация, которая шире учебной. Основой мотивации обучающегося служит не учитель с угрозой поставить двойку или тройку, а продукт – реальный практический результат познавательной и практической деятельности ученика в форме завершенной, социально значимой деятельности. Переход от урочной системы к организации системной проектной деятельности изменяется и система оценивания, отпадает потребность в отметках и создается ситуация успеха для каждого ученика. Деятельность педагога, работающего при такой организации, будет не столько обучающей, сколько развивающей, и базироваться она должна не на узких дидактических знаниях, а на владении разнообразными тактиками педагогической поддержки – консультирование, взаимодействие, сотрудничество. К сожалению, этого нет в повседневной практике педагогического образования, и учителя работают в узкой профессиональной предметной деятельности, вновь и вновь используя заезженную классно-урочную систему.
|
Обратная связь |
Новости |
© cypanna |